Логотип РГГУ


12 ноября 2015 г. в РГГУ состоялся дискуссионный круглый стол «Социальный маркетинг в образовании»

12 ноября в РГГУ состоялся дискуссионный круглый стол «Социальный маркетинг в образовании». Инициатором мероприятия выступил Институт Внесистемного Анализа, который курирует программу подготовки Всероссийской конференции «Образование: интеграция и импортозамещение».

На круглом столе были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

— Определение социального маркетинга

— Субъекты и объекты социального маркетинга

— Участники социального маркетинга в России

— Кому выгоден социальный маркетинг

— Какие вопросы может и какие не может решить социальный маркетинг

— Роль и место социального маркетинга в образовании

— Программы и стандарты обучения по социальному маркетингу

— Сообщества и объединения

— Прикладные инструменты социального маркетинга

— Специалисты по социальному маркетингу — кто их готовит? зачем они нужны государству? какие перед ними стоят задачи?

Партнерами круглого стола выступили: РГГУ, Гильдия маркетологов, СОМАР, КРОС, АСИ, МИРБИС.

Открывая пленарную сессию, Шматов М.Е., Генеральный директор Института Внесистемного анализа, Вице-президент СОМАР, член Гильдии маркетологов, выразил благодарность партнерам, рассказал о текущем развитии проекта, целях и задачах конференции, проведение которой намечено в апреле 2016 года.

С обоснованием концепции импортозамещения в образовании выступил Добровольский А.В, научный руководитель Института Внесистемного анализа, член Гильдии маркетологов. В своем первом докладе он отметил важность интегративного подхода к системе всего образования и необходимость разграничения понятий «обучение» и «образование». В ходе дискуссий участники обменялись мнениями, состоялся жаркий спор о целесообразности и возможности принципиально менять что-то в системе образования, о комплексности системы, ее соответствии или несоответствии потребностям государства и бизнеса…

Шевченко Д.А., доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ, почетный член Гильдии маркетологов, представил доклад о месте социального маркетинга в системе образования, а также сформулировал ряд важных постулатов развития образования в России как части мировой системы, от которой зависит экономический рост в целом. Задачу «подготовки специалистов, отвечающих четким требованиям времени и бизнеса, обладающих компетенциями, востребованными в мире, а не только в России» он определил, как одну из важнейших для системы образования в целом.

В ходе обсуждения возникла живая дискуссия о социальном государстве, его ценностях и важности их формирования, которая переросла в обсуждение системы социального маркетинга и его места в России сегодня.

С программным докладом на круглом столе выступил М.Е. Шматов. Проанализировав разные подходы к трактовке социального маркетинга, он вывел понятие системы социального маркетинга, рассмотрел взаимосвязь элементов этой системы и сформулировал принципы ее существования и обеспечения ее развития в современных условиях. В заключении он отметил, что социальный маркетинг, рождающийся на стыке нескольких наук, пока еще не вполне понятен как для бизнеса, так и для других участников и членов социума. Его возможности недооценены, а потенциал не подвергался исследованиям специалистов. Благодаря системному подходу и четкому разграничению понятий и явлений, целей и задач элементов системы социального маркетинга можно и нужно уже сегодня придать серьезный импульс его развитию, приняв меры для консолидации участников этого рынка и создав инструменты популяризации, обучения и исследования.

Во второй половине круглого стола с докладом «Образовательные аспекты социального маркетинга» выступил Абаев А.Л., доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ, член Гильдии маркетологов. Докладчик отметил необходимость интеграции, коммуникации и обмена опытом с зарубежными образовательными учреждениями в связи с сильно изменившимися образовательными технологиями за последние 20-30 лет. В соответствии с требованиями сегодняшнего дня, в высшем образовании надо уходить от традиционных лекций и семинаров и готовить не только специалистов «широкого профиля» (например, маркетологов, „разбирающихся“ во всех направлениях маркетинга), но и узких специалистов, готовых к самостоятельной работе. Заказчиком образовательной услуги является не только государство, но и общество в целом и его конкретные институты, например, бизнес-сообщество. Соответственно, образование должно реагировать на потребности общества и его институтов, готовя выпускников к тому, что после ВУЗа они попадают в высококонкурентную среду.

С докладом «Концепция Заказчика: кто заказывает маркетинг или: Откуда взять «социальность»?» выступил Добровольский А.В. Обозначив социальность, как ориентацию на интересы сообществ, докладчик сформулировал концепцию «Заказчика»: результат заказывает тот, кто платит. Государство не „механизм подавления“, а «сообщество». Социальное государство (согласно Конституции, Россия является социальным государством) — инструмент согласования нужд и стремлений всех сообществ своей территории, включая и интересы бизнес-сообществ. В этом ключе, государство является главным заказчиком социального маркетинга.

В заключение участники обменялись мнениями по вопросу целесообразности проведения постоянных подобных встреч и наметили перспективный план коммуникаций внутри рабочей группы проекта «Образование 2030».

Поблагодарив участников круглого стола, в числе которых были преподаватели и аспиранты кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ профессор Алексунин В.А., доценты Корчагова Л.А., Марченко А.В, Зезюлин В.И., Рыжкова Т.Б., Черная М.А., старший преподаватель департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Юрик М.К., студенты РГГУ, представители бизнес-сообщества и общественных организаций, модератор отметил яркие выступления коллег и заинтересованность аудитории и пригласил присутствовавших на конференцию «Системный и внесистемный анализ для развития кластеров», которая состоится в декабре 2015 года.