Логотип РГГУ


Заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ Абаев А.Л. выступил с докладом на тему социальных коммуникаций на заседании в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 1 марта 2016 года

1 марта 2016 года в Государственной Думе Федерального собрания РФ состоялось Организационное заседание с представителями экспертного сообщества по вопросу создания Национального экспертного совета по социальным коммуникациям при Социальной платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В заседании приняли участие представители государственных органов власти, общественности и профессионального сообщества. 

Выступление заведующего кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ Абаева А.Л.

Влияние социальных коммуникаций на образовательный процесс и подготовку профильных специалистов.

Свое выступление хочу начать с того, что социальные коммуникации и социальная реклама – это далеко не тождественные понятия. Коллеги, выступая сегодня, говорили исключительно о социальной рекламе, что в контексте сегодняшнего заседания не совсем верно. Понятие социальных коммуникаций значительно шире. Реклама предполагает воздействие, а социальные коммуникации -  взаимодействие с различными акторами. 

Современные социальные коммуникации оказывают достаточно большое влияние на образовательный процесс.

Связано это с несколькими аспектами:

1. Во-первых, сама сфера образования является объектом социальных коммуникаций. И здесь очень важно понимать, как выстраиваются эти коммуникации, кто является их заказчиком и исполнителем.

2. Во-вторых, современный бизнес использует/применяет социальные коммуникации в своем взаимодействии с обществом и, конечно, в том числе со своими потребителями, что в свою очередь означает, что выпускники вузов соответствующих профилей (например, маркетологи и рекламисты) должны знать основы, принципы, методы и механизмы социальных коммуникаций как инструмента работы. Да, пока в России недостаточно используется этот важный инструмент взаимодействия бизнеса и социума, но это не означает что данный инструмент неэффективен.

3. В-третьих, такой важный момент. Все работодатели требуют от потенциальных работников наличие профессионального опыта. Но как его получить, обучаясь в стенах университета. Да, многие студенты сейчас работают. Лично я к этому отношусь отрицательно, но самое главное, что часто это мешает учебе. Что же делать? И вот мы в качестве одного из методов рассматриваем такой подход, когда свое «портфолио» студенты формируют в процессе обучения. И возникает вопрос – как? Наше предложение – участие студентов в социальной рекламе, других социальных коммуникациях (например, выставки). Почему? Потому что социальную коммуникацию мы или придумываем сами или привлекаем государственные организации (медицинские институты, например). А для коммерческой рекламы надо привлекать бизнес-структуры, которые не всегда на это идут, т.к. это расходы и результат для них не очевиден. А работать на перспективу пока не все бизнесмены хотят и умеют. И у нас получается организовывать студентов на разработку и создание социальной рекламы и участие в других социальных коммуникациях. Иногда мы в образовательных целях сочетаем социальные и коммерческие элементы коммуникаций. Только что мы провели достаточно масштабный проект, привлекли студентов и аспирантов. Мы проводили исследование на тему: «Разработка и организация размещения социальной рекламы ответственного и грамотного потребительского поведения на финансовом рынке на наружных и транзитных носителях». В частности, мы попытались понять, насколько москвичи (в первую очередь, молодежь) знают о финансовых мошенничествах, о возможностях получения информации об этом и роли государства в защите от такого рода «деятельности». Так вот, уровень доверия к рекламе в этой сфере достаточно низок. При этом отмечается, что реклама может играть как положительную, так и отрицательную роль. При этом наибольшее доверие респондентов вызывали мнения экспертов и знакомых. Это важно понимать при построении социальной коммуникации на данную тему. Это должна быть не реклама, а другие инструменты. 

4. В-четвертых, использование социальных коммуникаций в учебном процессе формирует важные мотивы социальной ответственности в молодых людях. Я скажу даже немного шире – социального поведения, элементарной культуры, осознание ценностей человека и общества. К сожалению, с этим у нас беда. В молодежной среде эти ценности нужно воспитывать и культивировать. Сами по себе они не формируются.

Никто, пока еще, не отменил воспитательную функцию образования. И известно, что реклама воздействует, в первую очередь на молодых людей. Даже более того – на детей. И важно, чтобы эти категории населения через рекламу (в данном случае социальную) воспринимали ценности общества.

5. В-пятых, реклама – это та сфере, где, по моему мнению, формируется возможность примирить физиков и лириков. Здесь можно проявить себя как творческой личности, создавая что-то интересное, креативное, новое, так и человеку, тяготеющему к точным наукам, т.к. реклама требует строгих расчетов. Важно уметь не только создать рекламу, но и рассчитать ее эффективность. Мы ввели для своих студентов такое правило: они в выпускной квалификационной работе рассчитывают не только экономическую и коммуникационную эффективность, но и эффективность социальную. Это трудно, но делать надо. Важно в образовательном процессе научить молодых людей думать, рассуждать, строить логические цепочки, а не механистически запоминать на какую кнопку нажимать.

Подводя итоги, хотелось бы отметить важность и необходимость организации экспертного совета по социальным коммуникациям в России. Выражу надежду на то, что представители образовательного сообщества будут представлены в совете.