Логотип РГГУ


28 марта в рамках ежегодных Гуманитарных чтений РГГУ прошла II Международная научно-практическая конференция «Маркетинг и менеджмент в образовании».

28 марта   в рамках ежегодных Гуманитарных чтений РГГУ прошла II Международная научно-практическая конференция «Маркетинг и менеджмент в образовании». Мероприятие было организовано кафедрой маркетинга и рекламы факультета управления и прошло при поддержке НП Гильдия Маркетологов, Ассоциации коммуникационных агентств России и Международного евразийского форума маркетологов. 

В этом событии приняли участие более 80 человек: представители  профессиональных общественных организаций, крупнейших вузов, в том числе: НИУ Высшая школа экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, МГТУ им. Н.Э. Баумана; представители деловых кругов, а также Министерства экономического развития РФ и Общественной палаты РФ. Участниками конференции были руководители структурных подразделений вузов и различных компаний, среди них 11 докторов и 29 кандидатов наук. Заслушано 10 пленарных и 27 секционных докладов. 

Основная проблематика конференции была связана с задачами по разработке профессиональных стандартов в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью, влиянием новых нормативов на  трудовые отношения, на требования к персоналу и на систему подготовки кадров, а также актуальности  подходов, апробированных в маркетинге и менеджменте, для устойчивого функционирования вузов. Руководил работой пленарного заседания заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Абаев А.Л.

С приветственным словом к участникам конференции обратился  ректор РГГУ Ивахненко Евгений Николаевич, который рассказал о концепции развития университета. Плодотворной работы и раскрытия потенциала маркетинга и менеджмента для продвижения российских вузов  на международном рынке образования пожелала проректор по международному сотрудничеству Заботкина Вера Ивановна. Активное участие в работе конференции приняла  проректор по непрерывному образованию, директор Института экономики, управления и права РГГУ Архипова Надежда Ивановна, которая отметила значение менеджмента и маркетинга в работе современного вуза.
О необходимости разработки и утверждения профессионального стандарта «Маркетолог» рассказал заместитель руководителя рабочей группы по медиации Общественной палаты РФ, директор Института социальных и этнокультурных исследований, руководитель коллегии медиаторов НАКД Григорьев Николай Иванович. Он обратил внимание на влияние маркетинга на потребительский спрос, раскрыл суть профессионального стандарта маркетолога, осветил тему развития маркетинговых коммуникаций и многое другое. Следом слово взяла Савельева Ольга Олеговна, д.с.н. проф., профессор НИУ ВШЭ, которая выступила с докладом на тему «Образовательное направление «Реклама и СО» и тенденция к прекаризации труда».  В ее выступлении были затронуты важнейшие вопросы по депрофессионализации труда и изменения статуса профессии в ценностной системе человека, а также в этом контексте были рассмотрены  основные компетенции выпускников по направлению «Реклама и СО»; особенности процесса обучения на бакалавра и магистра. Такая позиция докладчика  вызвала многочисленные вопросы участников. 
Также на заседании выступила Карпова Светлана Васильевна, д.э.н., профессор, заместитель руководителя департамента менеджмента ФГОБУВО Финансовый университет при правительстве РФ по проблематике развития маркетинга как самостоятельного направления подготовки студентов. В ходе выступления были раскрыты такие темы, как развитие образовательных стандартов; направление развития менеджмента в современных условиях; формирование бизнеса путем использования маркетинга и многие другие. Стоит отметить яркий доклад Шматова Максима Евгеньевича, члена Совета Гильдии Маркетологов, вице-президента СОМАР, директора института внесистемного анализа. Он рассказал о маркетинге как о системообразующем элементе управления образовательным учреждением. Были рассмотрены темы перехода университетов на цифровую платформу; важность позиционирования; основные проблемы российских вузов и многое другое. 
В пленарном заседании приняло участие большое количество известных ученых, которые поделились своим опытом с коллегами и слушателями: 
Парамонова Татьяна Николаевна, д.э.н., профессор, профессор кафедры маркетинга и рекламы РГГУ, которая выступила с докладом «Концепция гуманитарного маркетинга»; 
Киселев Владимир Михайлович, д.т.н., профессор, доктор делового администрирования, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова, выступивший с темой «Конвергентные технологии брендинга ВУЗа»; 
Минейкин Леван Аркадьевич, начальник отдела регулирования и международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России. Темой его доклада стало «Развитие механизмов для подготовки кадров малых и средних предприятий», где он остановился на различных формах дополнительного образования, которые могут развивать ВУЗы;
 Николаева Мария Андреевна, д.э.н., профессор, профессор кафедры международной коммерции факультета «Высшая школа корпоративного управления» РАНХиГС при Президенте РФ, которая осветила тему «Инновационные потребности как необходимое условие становления экономики». Она раскрыла понятие «инновационные потребности» и их связь с образованием; 
 Шитова Юлия Юрьевна, д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики государственного университета «Дубна», которая выступила с докладом на тему «Использование инструментов интернет-маркетинга социальных сетей для анализа маркетинговой деятельности ВУЗа», где поделилась личным опытом создания системы мониторинга социальных медиа.
В рамках конференции, помимо пленарного заседания, состоялось две секции: «Маркетинг и менеджмент в системе высшего образования» и «Государственная социальная политика, маркетинг и менеджмент в вузах» (международная секция на английском языке). 
Во второй секции  приняли участие представители Ганы, Камеруна, Нигерии, Румынии. Доклады и дискуссии проходили на английском языке, в качестве модераторов выступили доценты кафедры маркетинга и рекламы Гуриева М.Т. и Тарасенко Е.А. Участники поделились опытом организации  государственной поддержки университетов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, обсудили современное состояние и проблемы, с которыми сталкивается высшее образование в разных странах. Эта секция имела трансляцию в сеть Интернет, благодаря чему в работу конференции смогли включиться  участники из США, Великобритании, а также из нескольких российских вузов: Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Кубанского государственного технологического университета.
Организация открытой  площадки  для обсуждения задач высшего образования, в том числе в части обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами российской экономики, позволяет не только обсуждать важнейшие проблемы экономики и образования, но и вырабатывать рекомендации для государственных органов и вузовского сообщества. Большой интерес, проявленный к проведенной конференции, позволяет надеяться на то, что в следующем году мероприятие откроет двери для еще большего количества участников! 
Автор: Бармина Лина (3 курс, Реклама и СО)