Логотип РГГУ


Отчет о прошедшей 11.04.2018 г. III международной научно-практической конференции «Маркетинг и менеджмент в образовании: эффективность учебного заведения и национальный суверенитет» (в рамках Гуманитарных чтений РГГУ)

Документ для скачивания

 

Решение

III международной научно-практической конференции  

«Маркетинг и менеджмент в образовании: эффективность учебного заведения и национальный суверенитет» 

(прошедшей в рамках Гуманитарных чтений РГГУ 11.04.18)

Москва                                                                                                                2018 г.

 

Конференция организована и проведена факультетом управления РГГУ (кафедрой маркетинга и рекламы). В качестве соорганизаторов мероприятия выступили НП Гильдия маркетологов, Содружество организаций по развитию бизнеса в России (СОМАР), кафедра рекламы и связей с общественностью РАНХиГС при Президенте  РФ, кафедра маркетинга РЭУ им.  Г.В. Плеханова, департамент менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ. Конференция проведена при поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Цель мероприятия: создание публичного механизма для выработки решений по совершенствованию функционирования вузов с использованием подходов, апробированных в практике маркетинга и менеджмента, через диалог представителей вузовского, государственного и бизнес сообщества. 

Общая тема конференции: эффективность учебного заведения и национальный суверенитет.  

          В работе Конференции приняли участие более 80 человек, представители  пяти профессионально-общественных организаций, свыше десяти вузов (НИУ Высшая школа экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте  РФ,  Тверской государственный университет, АНОО ВО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», Московский государственный педагогический университет, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева,        НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет Синергия», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Государственный университет «Дубна», Институт социологии ФНИСЦ РАН, Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации)  и различных общественных и коммерческих структур  (Координационный совет НСБ РФ, Аппарат Бизнес-посла "Деловой России" в Испании,  Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", компания ACIR), а также представители Министерства труда и социальной защиты РФ, Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Общественной палаты РФ. 

Организационное обеспечение работы  конференции осуществлялось молодежной дирекцией, из числа студентов факультета управления РГГУ в следующем составе: Козеева К. С., Ал Мамули Д. К., Локшина Ю. И., Корсак А. О., Быков В. Ф., Иванова Д. С., Седова Ю. Д., Комарова Т. В., Пургаева С. Г., Истомина К. Ю., Трубелина Е.В., Чан Кхань Лам, Лолуа Г.Ю., Альварес Д.А.

 

Участие в Конференции приняли 17 докторов и 27 кандидатов наук. Заслушано 7 пленарных и более 40 секционных докладов. В рамках одной из секций были представлены исследования молодых ученых, представителей вузов из четырех зарубежных стран: Италии, Молдовы, Ганы, Таджикистана. Секция велась на английском языке. 

Конференцию приветствовали:  от руководства РГГУ - проректор по учебной работе д.э.н., профессор Архипова Н.И.; от Гильдии маркетологов – президент НП «Гильдия Маркетологов» Березин И. С. С приветственным словом выступил заслуженный работник высшей школы, академик РАЕН, академик Международной академии наук педагогического образования, президент и генеральный директор Издательско-торговой корпорации "Дашков и К" д.э.н., профессор Дашков Леонид Павлович.

Выступающие на пленарном заседании актуализировали два аспекта. Во-первых, обеспечение качества образования через модернизированные на основе профессиональных стандартов ФГОС, а также через прохождение общественной профессиональной аккредитации. Много вопросов слушателей вызвал доклад ответственного секретаря Рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Жидкова А. А.  на тему «Модернизация ФГОС  и образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов», который раскрыл сложность развития национальной системы квалификаций  и применения на практике профессиональных стандартов для мультифункциональных  видов деятельности, в том числе в контексте  аттестации выпускников вузов по получению соответствующих компетенций. Эту тему развил в докладе «Опыт профессионально-общественной аккредитации ведущих вузов страны» д.э.н. проф. Абаев А.Л., который является Председателем Комиссии АКАР по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Второе направление, которое обеспечивает качество выпускников – это внедрение проектного обучения, как образовательной технологии на разных уровнях подготовки. Опытом организации проектной деятельности в РЭУ им. Г.В. Плеханова поделилась заведующая кафедрой маркетинга д.э.н., профессор Скоробогатых И. И., выступив с докладом «Проектная деятельность как точка накопления компетенций в вузе», где было отмечено, что «проектная деятельность — это переход из состояния «Я знаю» в состояние «Я умею»». Еще одним аргументом в пользу применения проектной деятельности в обучении является пирамида Дейла, где в процентах указана полезность различной учебной деятельности. По данным этой пирамиды, решение реальных задач и проектная деятельность являются самыми эффективными методами обучения.  Для того, чтобы проектная деятельность приносила результаты, необходимо, чтобы преподаватель выступал для студентов в роли наставника. Также необходимо взаимодействие с бизнес-структурами, инициатива и заинтересованность  преподавателя в управлении проектами.  

Заместитель декана факультета маркетинга, рекламы и сервиса РАНХиГС к.т.н  Сафронова Н. Б. рассказала о накопленном массиве данных по результатам организации проектной работы студентов в докладе «Исследование командных профилей студентов программ магистерской подготовки». Докладчик отметила, что для эффективной организации работы над проектом необходимо  формировать команды на основе методики Белбина, разделяющей роли в команде, устанавливать конкретные дедлайны, еженедельный контроль, использовать треккеры. Было отмечено, что  механизм включения штрафных баллов решает проблемы дедлайнов. 

Заведующая кафедрой управления ИЭУП РГГУ д.э.н., профессор Овчинникова Н.В. обратила внимание на преимущества использования в процессе обучения  метода case study. Было отмечено значение подобных конференций, дающих возможность  не только обозначать круг проблем вузов, но и вырабатывать пути их решений, а также обращаться в различные инстанции для  получения административной поддержки и ресурсов. 

«Можно привести верблюда к водопою, но нельзя заставить его пить» - этой цитатой д.э.н. М. А. Николаева, профессор кафедры международной коммерции РАНХиГС, сформулировала проблематику мотивации к учебе и профессиональному саморазвитию студентов в докладе «Образовательные потребности как основа формирования компетенций студентов». Она обратила внимание, что актуализированное понятие "образовательная услуга", используемое в контексте, как одно из средств удовлетворения образовательных потребностей, не только девальвирует ценность высшего образования, но и демотивирует учащихся нести ответственность за результаты обучения, что сопровождается целым рядом негативных явлений. Это обусловлено тем, что термин "услуга" влечет обязательность ее исполнения, даже при отсутствии у обучаемых, выступающих в качестве заказчиков таких услуг, образовательных потребностей, заменяемых престижными потребностями получения диплома о высшем образовании, а также при отсутствии минимально необходимых знаний и умений, регламентированных ФГОС и ООП по определенному направлению или специальности.

Конференция продолжила работу в формате трех секционных заседаний в соответствии с Программой. 

Первая секция «Тенденции на рынке труда и образования», прошла под руководством профессора Алексунина В.А. В секции было заявлено 14 докладов. 

В традициях РГГУ был доклад доцента кафедры маркетинга и рекламы РГГУ Джавршян Н.Р. «Традиции и разрывы в университетском образовании». Она отметила, что в 1810 г. в Берлине был открыт Университет имени Гумбольдта. Система Гумбольдта сохраняется в российском образовании до сих пор. Все еще считается, что университет — это «маленький мир культуры, который отражает большой мир». Профессор в университете такого типа несёт важный смысл - месседж, он воплощает лицо этого университета. Но в современных реалиях сложно оставлять вещи без изменений. Противоречие, которое тормозит развитие университетской системы, заключается в том, что современная молодежь получает образование (по старой модели), но одновременно получает набор компетенций (по новой модели). 

Особый интерес вызвал доклад по результатам исследования коллектива  кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова «Показатели конкурентоспособности в программах развития вузов», представленный Шипуновой Т. С.

Часовская Л.А, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Сергиево-Посадского филиала Московского государственного педагогического университета в докладе «Дистанционное обучение в системе современного дополнительного образования» сделала акцент на том, что конкурентоспособность вуза зависит от конкурентоспособности педагога, даже в условиях дистанционного обучения, которое все чаще применяется в образовании.

Группа ученых из РГГУ сфокусировала свое внимание на образовательных технологиях, которые обеспечивают качество образования. Профессор Новиков О.А. в докладе «Инновационные технологии в образовании» призвал уделить должное внимание игровым технологиям в образовании, в частности подчеркнув значение ролевых игр и решения кейсов. Применяя такие технологии, можно в разы повысить эффективность образовательной системы. Доцент Зезюлин В. И. представил доклад «Современное маркетинговое мышление и компетенции в молодежном предпринимательстве», где обратил внимание на то, что именно в молодом возрасте  нужно развивать активы —  интеллектуальные, финансовые, коммуникационные и эмоциональные. Именно в этот жизненный период необходимо набираться опыта и получать новые компетенции через участия в предпринимательской деятельности. 

Вице-президент СОМАР, член Совета Гильдии маркетологов Шматов М. Е.  посвятил свое выступление коучинг-подходу в образовании. Он выделил основные отличия коучинга от других типов наставничества в том, что у коуча есть возможность быть помощником в реализации потенциала того, с кем он работает. Коуч не дает прямых советов, а посредством диалога делает так, чтобы его подопечный сам приходил к решению, что важно для становления личностных компетенций молодого человека.

  Вторая секции «Цифровые технологии маркетинга и менеджмента в образовании» проводилась специалистами кафедры маркетинга и рекламы в рамках конференции впервые, но привлекла достаточно большой интерес со стороны участников. На участие в секции с докладами подали заявки 15 человек. В рамках секции модератор, Шитова Ю.Ю., профессор кафедры маркетинга и рекламы РГГУ,  смогла создать рабочую и дружественную атмосферу для конструктивного обсуждения важных тем развития цифровых технологий в современном вузовском образовании. 

Чистякова К.А., доцент кафедры управления РГГУ, сделала интересный доклад о развитии методики кейс-технологий в преподавании управленческих и маркетинговых дисциплин. Автор подробно рассмотрела алгоритм составления кейса и методы решения, подчеркнув, что применение в образовательном процессе такого инструмента как учебно-исследовательский кейс, построенный только на достоверной информации, дает возможность студентам более глубоко освоить специфические навыки анализа информации в сфере маркетинга.

Доцент Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии ФНИЦ РАН Шилова В.А. посвятила свой доклад особенностям процесса обучения цифровым технологиям студентов-социологов. Автор поделилась методикой обучения данной категории студентов в рамках приобретения навыков технологий поиска и работы с социологической информацией. Особый интерес вызвали вопросы использования специальных программ анализа текста, поиска информации по проведенным ранее опросам, применения программы Skype для работы с групповыми интервью, применения программного обеспечения в рамках он-лайн интервью.

Представитель университета «Дубна», доцент Митрошин А.А., представил методики для анализа качества жизни населения с помощью информационно-аналитического модуля «Рейтинговый анализ в системе Google». Данный модуль был разработан для помощи абитуриентам в процессе выбора вуза. Цифровые возможности данного выбора визуализированы через систему принятия решений. В предлагаемой системе потенциальный студент имеет возможность сделать сравнительный анализ по ряду критериев (ЕГЭ, наличие общежития, спортивного комплекса, преподавательский состав и др.) для оптимального принятия решения о потенциальном месте дальнейшего обучения.

Доцент кафедры маркетинга и рекламы РГГУ Корчагова Л.А. привлекла своим докладом внимание аудитории к проблеме продвижении вуза в социальных сетях. Рассматриваемый вопрос является наиболее активно обсуждаемым в настоящий период. Автор подробно проклассифицировала каналы продвижения вуза в он-лайн среде, привела определение и ключевые признаки социальных медиа, описала типы существующих в данный момент социальных сетей. Тема вызвала живой интерес аудитории, в частности, из опыта участников из других вузов выяснилось, что эффективнее осуществлять рекламу по разным типам аудитории, например, таких как: 1) выпускники и студенты  вузов; 2) абитуриенты и их родители. Предлагаемое сегментирование приводит к лучшему контакту и результату в рамках целевого содержания текстов.

Митрошин П.А., старший преподаватель филиала ДИНО государственного университета «Дубна», представил интересный доклад о современных информационных технологиях поддержки образовательного процесса в данном вузе. Основная цель рассматриваемой работы состояла в повышении эффективности процесса подготовки студентов за счет внедрения и использования современных информационных систем. Автор подробно остановился на трех преимуществах разработанной системы. Это реализация инновационных методов мониторинга и сбора информации; возможности использования систем с открытым программным кодом в обучении и внедрение интерактивных курсов в современный образовательный процесс.Тема доклада вызвала интерес аудитории в рамках возможностей современного цифрового обучения студентов. Автор ответил на вопросы об эффективности создания виртуальных компьютерных лабораторий и интерактивных курсов, пояснил преимущества предлагаемых форм обучения студентов.

Профессор кафедры маркетинга и рекламы РГГУ Шитова Ю.Ю. представила вниманию аудитории доклад, посвященный анализу инновационных подходов работы с абитуриентами с помощью социальных сетей. Автор представила методику сбора данных профилей пользователей ВКонтакте через интерфейс на примере двух вузов – Российского государственного гуманитарного университета и государственного университета «Дубна». Интерес аудитории вызвали полученные результаты исследования по социально- профессиональным характеристикам респондентов и динамическому изменению показателей в течение пятнадцати лет.

Состав тем и докладов показал, что вопросы изучения и применения цифровых технологий в образовательном процессе являются актуальной и востребованной темой. Применение наработанных методик, подходов будет использоваться в дальнейшей научной и преподавательской работе докладчиков и слушателей секции по цифровым технологиям. Все участники выразили глубокую удовлетворенность результатами обмена мнениями и проявили желание участвовать в дальнейшем в секциях конференции, развивая научное поле профессиональной деятельности. 

Третья секция, посвященная сравнительному анализу организации системы высшего образования в различных странах, прошла на английском языке и характеризовалась высоким уровнем разработки проблем и хорошим темпом дискуссии. Она шла под рабочим названием «International practices in higher education management», в ней принимали участие молодые ученые из разных стран, в том числе иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, а также российские студенты, которые в настоящее время учатся за рубежом. Связь с находящимися за рубежом студентами осуществлялась дистанционно, через Skype. 

Всего было заслушано 10 докладов, при этом на экране, помимо презентаций, транслировались выступления участников конференции, проходящих обучение в Испании (Барселона) и Польше (Ополе) и подключившихся к работе секции по скайпу.

Открывало заседание весьма содержательное выступление представителей РГГУ Полины Ионовой, Екатерины Артамоновой и Александра Кима. Докладчики разбирали элементы идентичности бренда РГГУ, сопоставляли их с элементами идентичности брендов ведущих университетов мира и предложили обоснованную программу совершенствования бренд-коммуникаций РГГУ. Далее дискуссия сфокусировалась на реальных, злободневных проблемах инклюзивного образования, доступности образования вообще и особенностей образовательных систем в странах Африки, при этом в ряде докладов сравнительный анализ проводился между Ганой и ЮАР (Фелиция Мазену, Анза Овузу и Джофри Квези), Ганой и Индией (Эрнест Алити, Андрита Дас и Кристоф Пенни), а также Ганой и Россией (Салли Симмонс, Мохаммад Хабиб). Куликова Карина и Шарифбаева Дилафруз сравнивали МГУ с его приверженностью традициям и ВШЭ с её стремлением к постоянным инновациям и высоким технологиям. Исследователи пришли к выводу, что лучше всего работает грамотное сочетание инноваций и традиций. Сирба Виталий из Молдавии рассказал о влиянии демографических изменений на образование, опираясь на опыт своей родины.

Более общий анализ эффективности образовательной системы и соответствующие рекомендации для России представил аспирант ГУ ВШЭ из Италии Джанмарко Донолато с докладом «A shop window for education».

В целом дискуссии были весьма содержательными, презентации достаточно яркими, а круг вопросов представлял общий интерес. Включения по скайпу Ирины Васьковой и Камиллы Бадоевой, поделившихся собственным опытом включения в образовательную систему Испании и Польши, придали дискуссии большую живость и внесли ноту искренности, так что в целом можно считать, что данная дискуссия удалась и прошла успешно.

Роль модератора выполнял доцент кафедры маркетинга и рекламы РГГУ Пратусевич В.Р., активное участие в дискуссии приняла доцент НИУ ВШЭ Тарасенко Е.А..

 

 

Конференция отмечает: 

Третья международная конференция «Маркетинг и менеджмент в образовании: эффективность учебного заведения и национальный суверенитет» расширила проблематику дискуссий, ориентируясь на современные тенденции на рынке труда и образования. Так, в этом году можно выделить следующие направления: обеспечение востребованного компетентностного профиля выпускников на рынке труда, влияние профессиональных стандартов на модернизацию ФГОС и образовательных программ, место и роль профессионально-общественной  аккредитации образовательных программ в конкурентоспособности вуза на рынке образования и цифровизация как различных аспектов функционирования вуза, так и подготовки кадров для цифровой экономики.

 

Участники Конференции считают необходимым сделать ряд выводов и рекомендаций:

1. Поддержать усилия Ассоциации Коммуникационных Агентств России, Гильдии маркетологов по углублению связей между профессиональным и вузовским сообществом и считать необходимым оказывать содействие в качестве экспертного сообщества при разработке профессиональных стандартов и  проведении профессионально-общественной аккредитации.

2. Усилить взаимодействие между вузами и бизнес-сообществом в сфере трансфера информационных и исследовательских  технологий, в том числе,  в дистанционном и дополнительном образовании, а также в контексте подготовки специалистов с компетенциями, актуальными для  цифровой экономики. 

3. С точки зрения менеджмента высшего образования, для развития образовательных потребностей студентов, необходимо стремиться к отмене жестко ограниченных сроков обучения.  Это позволит, со стороны вуза, проявлять большую объективность и при необходимости отчислять студентов с академической задолженностью или демонстрирующих неприемлемое в рамках системы высшего образования поведение (списывание, плагиат, пропуски занятий, невыполнение учебного графика), при этом не теряя контингента, а имея возможность возвращать отчисленных на повторный цикл программ (на платной основе). Со стороны студентов, это даст возможность проходить каждый этап обучения в тот период времени, когда для этого будут сформированы необходимые условия. Общий результат обучения, несомненно, повысится.

4. Проводить Международную конференцию «Маркетинг и менеджмент в образовании» ежегодно. Расширять формат конференции и осваивать международный опыт развития образования, в том числе, через on-line включения  специалистов из разных стран.

5. Направить резолюцию конференции в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Общественную палату РФ и др.). 

6. Направить резолюцию конференции в заинтересованные общественные организации по поддержке предпринимательства (ТПП, РСПП и др.).

7. Опубликовать материалы конференции.

 

Также участники отмечают отличную работу молодежной дирекции по организации и сопровождению конференции, и считают необходимым обратиться к руководству РГГУ с предложением о вынесении благодарности молодежной дирекции в полном составе.

 

 

 

 

Авторы: Голова А.Г., Гуриева М.Т., Пратусевич В.Р., Шитова Ю.Ю., Козеева К.С. Локшина Ю.И.