Логотип РГГУ


14 июня 2021 года состоялась студенческая научно-практическая конференция «Публичная риторика в кинематографе»

14 июня 2021 года в 12:00 состоялась научно-практическая конференция «Публичная риторика в кинематографе», организованная кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы. Мероприятие было посвящено публичной риторике в кинематографе. Конференция имела большой успех среди студентов, общее количество которых превысило 100 человек. Само мероприятие проходило в главном корпусе РГГУ, аудитория 367. 

Доклады были подготовлены на основе исследований, проведенных студентами 2-го курса факультета рекламы и связей с общественностью. Выступавшие знакомили слушателей с теорией и опираясь на фильмы, демонстрировали аналитическую, практическую часть. Были освещены проблемы, связанные с изучением публичной риторики в кинематографе, ее влиянием на общество. Раскрыты понятия различных коммуникативных теорий на примере художественных фильмов. После освещения тем проводилась дискуссия среди студентов, докладчики отвечали на вопросы из зала.

С первой темой «История как основная форма человеческой коммуникации на примере фильма «Форрест Гамп», нас познакомили Ломова Александра, 2 курс, 3 группа; Оля Канушина, 2 курс, 3 группа.

Выступающие дали определение терминам: история (как основная форма коммуникации); повествование; парадигма «рационального мира» и «нарративная». Каждое из понятий было дополнено кадрами из фильма. Также был сделан акцент на прикладной характер исследования. Докладчики выделили из рассказа то, что история и повествование кардинально влияют на жизни людей.

Из зала был задан интересный вопрос: «Как вы понимаете историю? Что такое история для вас?», и нашел отклик у слушателей. Было множество комментариев из зала и небольшая дискуссия вокруг такого обширного вопроса.

Тема второго доклада «Теория Кеннета Берка: Столкновение мотиваций героев в фильме «Паразиты»». была представлена Сенотовой Марией, 2 курс, 2 группа; Воловик Дарьей, 2 курс, 2 группа; Смирновой Анной, 2 курс, 2 группа.

Доклад произвел сильное впечатление на слушателей. Для максимального погружения в тему фильма докладчики познакомили нас с менталитетом, обычаями и особенностями корейской культуры. На примере фильма, который был изначально предназначен только для корейской аудитории, но приобрел известность во всем мире, была рассмотрена теория мотиваций Кеннета Берка. Объяснили различие между «действием» и «движением». Также выделили три драматические аксиомы (условия поступка): эмпирически, может быть движения без действия; не может быть никаких действий без движения; действие не сводится к движению (эта аксиома является основой различия между драматизмом и бихевиоризмом). Зрителям была продемонстрирована «пентада» Кеннета Берка, с использованием примеров из фильма.

Третья тема «Восприятие как часть коммуникации на примере фильма «Будучи там»». Подготовили: Шинкаренко Дарья, 2 курс, 5 группа; Рязаева Анастасия, 2 курс, 5 группа; Холодная Дарья, 2 курс, 5 группа.

Докладчики подробно рассмотрели понятие механического шума, как шума канала или технической потери, а также семантического шума, как смысловой потери, шума источника и получателя. В качестве примера была приведена таблица воздействия семантического шума на человека.  При анализе фильма, были выделены и оговорены такие проблемы, как расизм; классовое неравенство; ложные представления о власти, как о группах людей, знающих «как правильно»; человек-невидимка. Кинокартина была разобрана на цитаты и диалоги, соответствующие теме доклада. 

Доклад «Мастерство убеждения через ораторское искусство на примере фильма «Хороший, плохой, злой»» презентовали: Туркия Алика, 2 курс, 9 группа; Загаева Зулихан, 2 курс, 9 группа; Полквая Неонила, 2 курс, 9 группа.

Акцент доклада был сделан на суть аристотелевской риторики - логос, пафос и этос. Был разобрано поведение главного героя фильма «Хороший, плохой, злой», по трем видам доказательств: пафос (обращение к эмоциям); логос (обращение к разуму); этос (обращение к авторитету). Докладчиками был сделан вывод, что сила этих трех видов убеждения может сделать даже кровожадного маньяка невиновным в глазах многих людей. Самое главное — знать свою аудиторию. Чтобы сформулировать впечатляющий аргумент и убедить людей думать иначе, нужно знать не только свою цель, но и кого вы хотите убедить.

В конце своего выступления, докладчиками было сделано предложение пройти тест, определяющий, к какому типу докладчика относится респондент. Данная инициатива была положительно воспринята залом. 

Представленные доклады заинтересовали слушателей, формат подачи информации был положительно ими воспринят. Многие проявили желание самостоятельно углубиться в изучение затронутых тем. Благодаря активности аудитории, встреча получила большое количество положительных отзывов.

Катанцев Глеб (4 группа, 2 курс, ФРиСО):

На конференции «Публичная риторика в кинематографе», я по-новому взглянул на некоторые фильмы. Разбор концепций и проблем очень интересен и свеж, докладчики представили свою точку зрения, что открывает новые стороны повествования. Понравилась подача и подготовленность аудитории. Хороший формат, хотелось бы больше таких мероприятий в нашем вузе.

 

Шульга Анастасия (2 группа, 2 курс, ФРиСО):

14 июня 2021 года в РГГУ была проведена вторая конференция, посвящённая теориям коммуникации и их практике в кинематографе. Больше всего меня зацепил доклад об истории как основной форме коммуникации в фильме "Форрест Гамп". На примере показанных фрагментов мы смогли выявить нарративную парадигму и парадигму рационального мира в фильме. Доклад получился интересным и увлекательным. Захотелось пересмотреть представленный на конференции фильм, чтобы самостоятельно рассмотреть коммуникативные практики в фильме "Форрест Гамп"

 

Петрова Борислава (9 группа, 2 курс, ФРиСО):

Хотелось бы выразить огромную благодарность за проведённое мероприятие. Благодаря таким собраниям практика проходит интересно и приносит пользу лично мне. Хотелось бы отметить фильмы, которые обсуждались сегодня. Подборка была крайне интересной, каждый фильм заслуживает внимания, но отдельно хочется поговорить про трагикомедию «Паразиты». Я уже смотрела данный фильм, но после сегодняшнего обсуждения открыла его для себя по-новому. Тот факт, что этот фильм вошёл в подборку, меня очень радует. Докладчики разобрали его весьма подробно и очень постарались, благодаря чему я получила удовольствие от разбора киноленты. Не осталась без внимания и всемирная классика. Доклад по фильму «Форрест Гамп» оказался не менее информативным для меня. Я считаю, что такого рода мероприятия помогают студентам расширять свой кругозор, учат рассуждать и анализировать. Я рада, что мне удалось побывать на данном событии.

 

Курбанова Аминат, Колобова Софья (8 группа, 2 курс, ФРиСО):

Было очень интересно узнать об истории, как основной форме человеческой коммуникации на примере фильма «Форрест Гамп». До этого мы не рассматривали этот фильм под таким углом. Также было познавательно пересмотреть его отрывки с точки зрения рациональной парадигмы и нарративной парадигмы. На примере дружбы Дена и Форреста нам подробно объяснили о значении нарративной точности.

Столкновение мотивации героев в фильме «Паразиты». В презентации были отмечены интересные и неизвестные нам факты. Нашему вниманию была предоставлена пентада Кеннета Берка. Мы не только познакомились с фильмом, но и разобрали кульминационную сцену, которая впоследствии нас очень заинтересовала.

Конференция хорошо была воспринята нами и оставила приятные впечатления и поспособствовала развитию познавательного интереса к изучению риторики в кинематографе.

 

Кукушкин Даниил (4 группа, 2 курс, ФРиСО):

Мне очень понравилась данная конференция, которая проводилась на нашем факультете РиСО. Эта конференция, посвященная массовым коммуникациям, объяснила мне на примере разных фильмов, как происходит социальный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств, а именно за основу такого средства была взята история – как основная форма человеческой коммуникации. Но крайне интересно было посмотреть на это в фильме «Форрест Гамп». Сцена, где лейтенант Ден – потомственный кадровый военный офицер, цель которого была погибнуть на поле боя, как это случилось со многими мужчинами из его рода. Форрест нечаянно спасает его, что поставило крест на жизни офицера, так как он стал не только инвалидом, но и алкоголиком, не зная, что дальше делать с его «непредусмотренной жизнью». Это как раз пример коммуникации при помощи истории.

 

Селюкова Анна (8 группа, 2 курс, ФРиСО):

Студенческая научно-практическая конференция «Публичная риторика в кинематографе» проходила 14 июня 2021 года. На данном мероприятии, студенты выступали с презентациями на такие темы, как: «История как основная форма человеческой коммуникации на примере фильма «Форрест Гамп»»»; «Теория Кеннета Берка: Столкновение мотиваций героев в фильме «Паразиты»»; «Теория культивации: телевидение как инструмент влияния» и «Использование трех видов доказательств Тедом Банди в своих выступлениях в фильме «Красивый, плохой, злой»». Каждую концепцию участники подробно рассмотрели на примере фильмов. Более того, в конце каждого выступления можно было задать вопросы студентам-спикерам, а также обсудить их коллективно. Стоит отметить, что все подтемы переплетались между собой и затрагивали основную тематику мероприятия «Публичная риторика в кинематографе». Следует учесть, что эти темы, действительно, актуальны для 21 века и тесно переплетаются с деятельностью рекламистов.

 

Мальцева Александра, Зюзько Владимир, Физулина Диана (5 группа, 2 курс, ФРиСО): 

Самое первое выступление Александры Ломовой задало отличный настрой всей конференции. Тема доклада звучала следующим образом: история как основная форма человеческой коммуникации на примерно фильма «Форрест Гамп». Выступление было очень динамичным и полным полезной и интересной информации. Александрой на примере фильма были разобраны две парадигмы: рационального мира и нарративная. Благодаря анализу конкретных отрывков из фильма выступление было достаточно понятным и доступным. 

Хотелось бы также выделить студенток ФРиСО 5 группы (Дарья Холодная, Рязанова Анастасия и Шинкоренко Дарья). Очень понравилась их тема и как они её раскрыли. Всё было понятно, а главное, интересно. На все вопросы девушки отвечали смело и точно. Хочу сказать отдельное спасибо Алану Лазаревичу и Нане Размиковне за организацию данного мероприятия.

Также очень запомнилось выступление ребят из 9 группы по мотивам фильма "Красивый, плохой, злой". Они разрядили обстановку своим интересным анализом фильма, основанным на реальных событиях, а также на примере главного героя подробно рассказали про риторику и основные типы речи. Также хочется отметить важный интерактив от выступающих в виде теста.

 

Ксения Дмитриенко, Мария Тришина, Ольга Елагина (7 группа, 2 курс, ФРиСО):

14 июня мы посетили студенческую научно-практическую конференцию «Публичная риторика в кинематографе». Выступления докладчиков заставили по-новому взглянуть, как на уже ставшие классикой фильмы ("Форрест Гамп"), так и на нашумевшие новинки ("Паразиты"). Участники поднимали довольно важные и сложные темы. Так, мы узнали о различии парадигм рационального мира и нарративного. Изучили значимость смысла и то, как люди по-разному интерпретируют его для себя. Конференция была качественно организована, все проходило интересно и гармонично. Некоторые технические вопросы решались оперативно и без серьезного ущерба концентрации внимания аудитории. Рады были принять в ней участие!

 

Корабельникова Светлана Сергеевна (4 группа, 2 курс, ФРиСО): 

Мне удалось посетить конференцию «Публичная риторика в кинематографе» (14.06). На самой конференции были детально рассмотрены такие фильмы как «Форрест Гамп», «Паразиты», «Будучи там», «Красивый, плохой, злой» и «Билли Эллиот». Если говорить про эмоциональную составляющую данного мероприятия, то могу сказать, что все выступления мне понравились и были по душе. Выступающие заинтересовали слушателей не только тем, что рассказали вкратце про сюжет, но и затронули темы коммуникации, мотивации, речевые коды и т.д. Они также углубились в сюжет и, так скажем, отыскали скрытые подтексты в сюжете, что, несомненно, еще больше заинтересовало меня.

Если же говорить про самое запоминающее и увлекательное выступление, то я выделю выступление, темой которого была «Теория Кеннета Берка: Столкновение мотиваций героев в фильме ‘Паразиты’». Докладчики обладали полным пониманием сюжета фильма, они знали, о чем говорили, так как разбирались в этой теме от и до. Также понравилось выступление тем, что мне импонирует данный фильм. В свое время этот фильм произвел на меня особое впечатление. В общем, сошлись все важные стороны, хороший фильм и эрудированные докладчики, что позволило мне, как зрителю, проникнуться не только сюжетом, но и смыслом самого сюжета. Также после прослушивания данного выступления я прониклась фильмом еще больше, что помогло мне понять суть фильма полностью.

В заключении хотелось бы сказать, что я с удовольствием посетила обе конференции, которые были посвящены фильмам, их сюжетам и конкретным темам. Такие мероприятия нужно посещать не только для обогащения знаний, но и для того, чтобы узнавать в выступающих людях навыки, которые, возможно, не замечали раньше. Ведь докладчики открылись мне с другой стороны.

 

Инициаторами и организаторами данной конференции, являются Абаев Алан Лазаревич, д.э.н., декан ФРиСО, завкафедрой ИКиР и Джавршян Нана Размиковна, к.ф.н, доцент кафедры ИКиР. Благодарим студентов, принимающих участие в организации данного мероприятия, студенток 2-го курса ФРиСО Сенотову Марию, Островскую Софию.