Логотип РГГУ


ИССЛЕДОВАНИЕ Поколение Z: карьерные траектории на транспарентном рынке труда

Центром проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью РГГУ проведено кабинетное исследование влияния цифровизации на поведение  молодежи на рынке труда и ее готовности работать в условиях самозанятости: «Платформенная занятость как инструмент трудовой социализации представителей поколения Z».

Исследовательский коллектив студентов факультета рекламы и связей с общественностью РГГУ под руководством преподавателей кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы (зав. кафедрой Абаева А.Л., доц. Головой А.Г., доц. Гуриевой М.Т., преподавателя-практика,  ген. директора компании «Клондайк Групп» Болдырева М.В.) провел инициативное исследование с использованием открытых зарубежных источников по современным способам трудоустройства молодежи. Результаты данного исследования релевантны и для студентов и выпускников российских вузов, в том числе по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Исследование позволило сделать вывод, что цифровизация создала новые условия на рынке труда, которые в современном в научном сообществе называется платформенной экономикой (gig ecomony).

Для вуза в его профориентационной работе возникает ряд противоречий по формированию определенных личностных и профессиональных компетенций обучающихся. Поскольку, с одной стороны, встает необходимость развивать у них предприимчивость и лидерские качества, а с другой – требуются компетенции, связанные с трудовой дисциплиной и коллективной работой. 

Исследование показало, что проектный подход к бизнес-процессам стал стимулировать создание временных трудовых коллективов и гибкие условия труда, что особенно свойственно индустрии рекламы и PR. Появилось достаточно много видов деятельности, по которым коммуникационные агентства сотрудничают с фрилансерами.  Такой формат взаимоотношений с персоналом стал особенно актуален в условиях самоизоляции во время пандемии. Как выяснилось, и многие другие сферы экономики и направления деятельности допускают и даже предполагают работы на условиях временной занятости или подряда. Современные цифровые ресурсы предоставляют технические возможности и инструменты для быстрого сбора временной команды под конкретную задачу. Такой подход реализуется преимущественно через платформенную занятость, которая демонстрирует свою эффективность для работодателей и привлекательность для молодых людей, которые реализуют свою профессиональную деятельность на условиях самозанятости.

Существует достаточно много факторов, которые стимулируют молодежь к такой форме взаимодействия с работодателем.  Самостоятельное планирование своего времени и интенсивности труда, возможность смены вида деятельности, чувство относительной свободы и ряд других факторов привлекают молодежь к независимому существованию вне жестких организационных систем. Актуальность исследования связана с необходимостью мониторинга вузами трудоустройства выпускников, особенно в контексте возможной зависимости контрольных цифр приема по различным направлениям подготовки от количества трудоустроенных по специальности выпускников и уровня их доходов.

С результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.